Вступив
в XXI век, век надежд на совершенствование технологий, общество, к сожалению,
вынуждено признать бездуховность как главную угрозу человечеству и современной
России. Поэтому одним из приоритетных направлений становится духовно-нравственное
воспитание. Как же должна быть устроена школа, где творческий и
интеллектуальный труд естественным образом преобразуется в труд человеческой
души?
Христианская школа «Нарния» родилась шесть лет назад в городе Нижний Новгород.
В одном большом красивом здании расположились христианская телекомпания, офис
Волго-Вятской конференции и школа. Учебные занятия проходят в шести классных
комнатах, предназначенных для обучения 1 – 6 классов. Но в этой маленькой
школе, в этом месте Земли происходит нечто гораздо более важное, чем просто
учебно-воспитательный процесс… Приоритет здесь
отдается нравственному воспитанию. Отзывчивость, доброта, чуткость, трудолюбие,
милосердие, честность - эти качества в любую эпоху должны оставаться
важнейшими.
Конечно, современная школа призвана, не только обучать, но и
разносторонне развивать подрастающее поколение. Выпускник средней школы должен
отвечать запросам времени: быть жизненно целеустремленным, способным сделать
правильный нравственный, социальный и профессиональный выбор. Он должен иметь
широкий кругозор, обладать гибким мышлением, уметь жить в условиях рынка
и информационных технологий. Мало дать выпускнику основы необходимых для
современного человека знаний, нужно, чтобы школу закончил человек, нацеленный на
готовность реализовать себя и преуспеть в условиях быстро меняющегося мира.
Исходя из этих требований, наша школа ставит перед собой задачу создания
максимальных благоприятных условий для развития творческой, высоконравственной
личности, формирования инициативы, психологической свободы, осознанной
потребности в самообразовании. Мы стремимся подготовить наших учеников к
отношениям, построенным на дружбе и уважении. Урок за уроком мы стараемся вести
детей к неиссякаемому и вечно новому источнику знаний – Иисусу Христу.
Самопознание, самоутверждение немыслимы без Идеала, без Образца, который
волнует, восхищает, изумляет, воодушевляет. Восхищение Идеалом рождает
стремление быть хорошим, пробуждает мысли о самом себе, учит видеть в себе
хорошее и плохое. И здесь важно, чтобы ребенок не только видел окружающий мир
таким, каков он есть, но и стремился делать его лучше. Мы имеем дело с детьми и подростками, у которых еще
не окрепла воля и не развито чувство долга. Но и воля, и чувство долга
укрепляются не только призывами и увещеваниями, а тем, что ученик реально
ежедневно исполняет свой долг учения, испытывая от этого удовлетворение и
радость. Известно ведь, что дети находят удовлетворение не столько
в результатах, сколько в процессе труда. Вот почему мы стремимся одухотворить
повседневный учебный труд детей, наполнить школьную атмосферу радостью,
доверием, уверенностью в успехе. В младшем возрасте нравственные понятия,
представления, оценки утверждаются в сознании благодаря ярким, эмоционально
насыщенным взаимоотношениям маленьких детей с их старшими друзьями,
наставниками, учителями. Задатки и одаренность ребенка раскрываются лишь при том
условии, если у него ежедневно есть время для занятий любимым трудом, трудом по
своему выбору при участии школьных друзей и взрослых – мастеров своего дела.
Что значит хороший
учитель? Думаю, каждый со мной согласится -
главным и определяющим критерием является ЛЮБОВЬ к ребенку. «Возлюби
ребенка. Возлюби его сильнее, чем самого себя. Всего себя отдавай детям и
только тогда ты сможешь именоваться учителем» - говорил известный педагог В.А.
Сухомлинский. Это, прежде всего человек, который любит детей, находит
радость в общении с ними, верит в то, что каждый ребенок может стать хорошим
человеком, умеет дружить с детьми, принимает близко к сердцу детские радости и
горести, знает душу ребенка, никогда не забывает, что и сам он был ребенком.
Во-вторых, это человек, хорошо знающий науку, на основе которой построен
преподаваемый им предмет. В эпоху модернизации
образования одним из важных звеньев всего процесса воспитания, безусловно,
является умственное воспитание. Этому уделяется в нашей школе огромное
внимание. Поэтому учителя находятся в постоянном творческом поиске, изучают и
применяют на уроках новые педагогические технологии, отвечающие современным
требованиям. В результате наши ученики регулярно являются призерами предметных
олимпиад городского и международного масштаба. В школе работают спортивная
секция, кружок английского языка, информатики, игры на гитаре, хорового пения,
проводятся уроки кулинарии, кройки и шитья, основы плотницких и ремонтных
работ. Приводя ребенка в нашу школу, родители учащихся понимают, что совершенствование
школьного воспитания означает и усиление роли семьи. Ведь гармоничное
всестороннее развитие возможно только там, где два воспитателя, школа и семья, не
только действуют заодно, ставя перед детьми одни требования, но и являются
единомышленниками. «Великая работа, которая ожидает родителей и учителей, - это
формирование характера в тех, кто доверен их заботе. Формирование характера -
это дело всей жизни, которое готовит нас к вечности. Если бы все поняли это и
осознали тот факт, что каждый сам определяет свою судьбу и судьбы своих детей
либо к жизни вечной, либо к вечной гибели, как разительно изменилась бы наша
жизнь! Насколько больше в нашем мире стало бы благородных и великодушных
людей!» - писала Е.Уайт. Родители, которые серьезно относятся к возложенной на них
обязанности воспитывать своих детей для Бога, учат любить святость и испытывать
отвращение к греху, не столько из страха, что современная культура повредит им,
сколько из почтения и любви к Господу. Дети привыкают к тому, что видят с
раннего детства, когда происходит процесс формирования их личности. Можно
отдать ребенка в одну из прекрасных
частных светских школ, но выбрав христианскую школу, мы делаем выбор в пользу
настоящей мудрости. «Начало мудрости - страх Господень» - говорит Библия, и
ничто не подготовит ребенка к жизни лучше, чем наставление в Божьем слове.
Родители призваны предпринимать конкретные шаги, чтобы уберечь юные умы и
сердца от влияния этого мира. Если мы будем позволять нашим детям слушать
музыку, смотреть фильмы, читать книги и журналы, болтаться на улице с друзьями,
которые «проповедуют» отрицание всего и вся, позволять им нецензурную
брань, свободный секс, бунт и насилие,
то потом не надо удивляться, когда они примут философию этого мира. А каков
результат христианского образования как дома, так и в школе? Наши дети почти ничего
не будут знать о популярных героях комиксов, фильмах или телепрограммах. Но по
милости Божией и благодаря влиянию мудрых родителей, они будут научены тому, о
чем не знает большинство их сверстников. Они будут понимать разницу между злом
и добром. И важнее всех «знаний» будет вера в Господа Иисуса, которая станет
поддерживать и помогать принимать правильные решения за стенами родного дома,
когда они начнут самостоятельную жизнь.
Мещерякова Татьяна Николаевна
|